О сокровище, о жемчужине и о неводе

О сокровище, о жемчужине и о неводе

Мф. 13, 44-54
1 Кор. 4, 5-8

Вот еще три притчи, в которых Господь рассказывает о Царствии Небесном. Теперь оно уподобляется «сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то».
Отметим благоразумие, решительность и щедрость этого человека. Он как должно оценил то, что нашел. Не собственно поле ему нужно. Но сокровище находится в границах этого поля, и для человека становятся драгоценными самые эти границы.
Так и для нашедшего сокровище Царствия Небесного становится драгоценным все, что имеет на себе его отблеск, и имеет к нему хоть какое-то отношение, иными словами, все, что заключает в себе церковная ограда. И не приобретя всего, что находится в церковной ограде, — не приобретешь и желанного сокровища.
Еще уподобляет Господь Царство Небесное «купцу, ищущему хороших жемчужин». Герой этой притчи не просто желает обогатиться. Он понимает толк в вещах. В своей жизни он пересмотрел много жемчуга, и вот, нашел «одну драгоценную жемчужину», совершенство качества и формы. Он хочет непременно обладать ею, и он «пошел, и продал все, что имел, и купил ее».
Святой равноапостольный Владимир в посвященном ему тропаре уподобляется такому купцу. Желая найти истину, он исследовал разные религии. Только православная вера показалась ему верхом совершенства, и он все отверг, чтобы ее приобрести.
А третья из сегодняшних притч неожиданно совсем с другой стороны говорит о Царствии Небесном. Господь на этот раз уподобляет его «неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег, и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон».
Только что в центре был человек, ищущий, приобретающий Царствие Небесное, и вдруг оказывается, что оно само ищет его и улавливает! Оказывается, Сам Бог закидывает невод Своего Промысла и отделяет злых «из среды праведных», чтобы каждый получил свое. Как человек ищет Бога, так и Бог ищет человека.
Итак, надо неустанно искать, сравнивать, выбирать. Надо и платить не скупясь, помня, кстати, что платишь не своим, а тоже Божьим. Ибо «что ты имеешь, чего не получил?»
Но с другой стороны, только Бог на последнем суде сможет оценить каждого: кто что искал, кто чем и за что платил. Потому и напоминает нам Апостол: «не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога».