О блаженствах

О блаженствах

Мф. 4, 25-5, 13

Сегодня в церкви читается начало Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа, так называемые «заповеди блаженств».
Увидев народ, Господь «взошел на гору; и когда сел, приступили к нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их». Но учение Его построено как-то странно. Вот на Синайской горе даны были заповеди, как прилично Богу: в огне, в дыме, в трубном звуке!
А здесь Господь не повелевает. Он даже как бы и не учит. Он даже как бы и не обращается к присутствующим, а говорит о каких-то «нищих духом», о каких-то «плачущих», о каких-то «кротких», которые «блаженны». Тем самым Господь дает людям возможность самим, без насилия, разглядеть в себе тончайшее движение угодных Богу чувств и настроений, и самим потянуться к обещанному блаженству. Господь дает возможность начать с самого начала, изнутри, от самой сердцевины.
Во-первых, Он говорит: «блаженны нищие духом», «блаженны плачущие», «блаженны кроткие». Блажен, кто перво-наперво ощутил свою духовную нищету, свое отпадение от Бога, свое постыдное порабощение греху. Блажен, кто плачет об этом и только об этом. Блажен, кто ни на кого не гневается и только себя винит в своей беде. Блажен, кому открылась бездна собственной пустоты, и через это начала действовать как бы втягивающая сила, которая одна только способна привлечь и Божью благодать, и истинное утешение, и право владеть и управлять Божьим творением и, наконец, стяжать Царство Небесное.
«Блаженны алчущие и жаждущие правды». Блажен, кто в своей духовной нищете ясно понял: он хочет только правды, какой бы суровой она ни была. Блажен, кто ощутил тягу к истинной духовной пище, к Слову Божию, к этому источнику всякой правды. Только слово, исходящее из уст Божиих, может насытить живую душу. Только Тот, Кто сотворил мир, может научить достойно в нем жить.
Далее Господь ублажает тех, в ком засверкали кристаллики Божественной соли: водворились милость, чистота сердца, желание и способность поддерживать мир и внутри и вокруг себя, и кто теперь может рассчитывать и на помилование, и на видение Бога, и на усыновление Ему.
А по-настоящему соль Господня видна только в искушениях.
То, что обещано было в самом начале, подтверждается в конце, после испытания: «Блаженны изгнанные за правду; ибо их есть Царство Небесное». Только тут Господь обращается прямо к слушателям, как бы только теперь увидев их, только теперь обретших истинное бытие: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески несправедливо злословить за Меня: радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы — соль земли».
Заповеди блаженств поются на каждой Литургии, когда священник совершает вход с Евангелием. Евангелие, это Сам Христос, снова и снова идущий на проповедь, вернее, это нескончаемое продолжение той единственной проповеди. А «соль земли», это снова и снова вы, которые стоите здесь, слушаете Его слово и участвуете в Его Таинствах. Другого места образования Божией соли нет. Став здесь, вы взяли на себя обязанность быть солью земли, сохранять землю от порчи и разложения. В этом теперь ваша главная задача, ваша главная ценность.
Тихо звучат Господни слова. Но если их не расслышишь, если постояв у этой горы, снова отступишь от нее, то не вернешься на прежнее место, откуда пришел. Теперь, по слову Апостола, вернешься уже как пес на свою нечистоту (2Пет.2,22), и будешь лишь солью, потерявшей силу, которая уже «ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям».